Человеческое зрение различает множество цветов и оттенков, и наш мозг не приспособлен к восприятию мира в двух цветах. Но мы можем на мгновение отвлечься от привычного видения и представить себе окружающую нас среду в черно-белом варианте.Находясь в помещении, это сделать довольно легко. Но можете ли вы вообразить поле красных маков или колокольчики на лесной поляне в ч/б? Нет, наш ум отказывается это сделать. Да и вряд ли перевод ярких красочных сцен в монохром улучшит выразительность снимка. Но во многих случаях обесцвечивание превратит ординарную сцену в нечто весьма необычное.
Необходимо помнить, что все-таки сначала фотография была черно-белой. И ее еще рано выбрасывать на свалку, как черно-белые телевизоры. Ведь монохромные изображения до сих пор не утратили своего неповторимого обаяния. Сейчас технология получения снимка совершенно другая. «Цифра» значительно упростила процесс. Но видение фотографа, его творческое начало остаются такими же важными, как и сто лет назад.
По мнению многих фотографов, для преобразования в ч/б наиболее подходят тусклые, невыразительные пейзажные снимки. Но монохромная фотография — это не компромисс или последняя возможность спасти изображение. Без контраста, текстуры,формы и хорошего освещения ч/б снимок работать не будет.
Надо научиться вычитать в воображении цветовую составляющую и представлять ту или иную сцену в черно-белом варианте.
Ищите текстуры, переходы тонов и игру света. Оттолкнитесь от эмоционального восприятия и перейдите к оценке содержания сцены. Практикуясь таким образом, через некоторое время вы научитесь безошибочно распознавать сцены, пригодные для ч/б фотографий. Большинство из них требуют обработки и улучшения в графических редакторах.
Однако работа над качеством ч/б снимка начинается еще во время съемки. Градиентные фильтры не только уравновешивают яркости неба и земли пейзажного снимка, но и придают ему ощущение глубины. Черно-белые снимки должны нести настроение и динамику. Лишь в таком случае они могут претендовать на художественность.
Хорошие новости состоят в том, что городские улицы изобилуют черно-белыми объектами. Это могут быть высокие здания из стекла и бетона, небольшие,ничем не приметные переулки, где можно фотографировать не только утром и вечером, но и в любое время. Фотографирование архитектуры увенчается успехом, если к ней применить подходы, противоположные приняты в классической пейзажной съемке. Отражение света, строгие прямоугольные формы, резкие,четко очерченные тени. Несколько объективов с различным фокусным расстоянием значительно расширят творческие возможности.
Но не надо, опять же, забывать и о нейтральных светофильтрах, которые помогут применить длительную выдержку и размыть плывущие над зданием облака.
Минималистические пейзажи очень хорошо смотрятся в грации серого. Так что, меньше иногда может означать больше. Здесь не важно — в фокусе объект съемки или нет. Все зависит только от воображения фотографа. Попытайтесь акцентировать внимание на особенностях местности. Если таковых нет, обратите и эту ситуацию в свою пользу. Важно еще до съемки определить потенциал сцены и научиться визуализировать в воображении результат. Три, шесть и даже десять ступней плотности нейтрального фильтра (ND) позволят значительно удлинить время выдержки. Попробуйте использовать фильтры в разное время дня для достижения нужного эффекта.