Зарождение полиграфии
С появлением книгоиздания и печатных машин обмен и распространение информации увеличили свой темп и ритм. До появления рекламных агентов публикации о товарах играли роль передатчика информации, однако со временем основной целью стало продвижение, превратив эту деятельность к началу XX века в мощную индустрию. Рекламу в полиграфии можно условно разделить на три этапа:
• афиши;
• плакаты;
• этикетка и упаковка.
История развития
Появление печатной машины открыло рекламе доступ к многочисленным будущим потребителям, достижение которого было невозможно предшествующими способами распространения – посредством вывесок и голоса. Печатная машина обеспечила появление многочисленных вариантов продвижения товара: от публикации в газетах до издания адресных книг. Размноженные бумажные объявления стали называться афишами.
Возникли афиши спустя недолгое время после появления первых печатных книжных изданий. В 1953 году свет увидел революционную для своего времени афишу, уникальность которой заключалась в размещении рядом с текстом изображения пожарного насоса. Появившиеся в XVIII веке первые литографские оттиски способствовали внедрению рисунка в рекламную индустрию.
В конце XIX – начале XX вв. реклама успешно развивалась в России. Газеты были основной платформой для продвижения товара – на их страницах размещалось множество рекламных объявлений, отличающихся лаконичным дизайном. Это время ознаменовалось техническим прогрессом, сделав плоды деятельности человеческого разума (фото, кино, радио) успешным инструментом в продвижении рекламы.
Разнообразие и массовость стали ключевыми факторами обновленной индустрии популяризации товаров и услуг. К пиару начинают привлекаться деятели искусства. Плакат как жанр приобретает особую важность именно в этот период. Реклама как деятельность теперь носит творческий характер.
Со временем вывеска перестала удовлетворять потребности: только донесения информации теперь было недостаточно, требовалось продвижение товаров. Афиша противостояла вывеске своей мобильностью. Размноженная, она расходится по городу, однако малая образованность большой части жителей страны кардинально снижала ее потенциал. Появился плакат. Он информировал и рекламировал, как вывеска, и изготавливался и распространялся, как афиша, не оставив без внимания и использование небольшого текста.
Торговля и промышленность в России развивались, способствуя возникновению таких видов рекламы, как упаковка и этикетка. Несмотря на сходство с похожими методами раскрутки товара в Европе и США, они обладали противоположной особенностью возможностей и задач экономики, которые были свойственны нашей стране.
Распад СССР, отмена цензуры и появление свободы мыслеизъяснения дали возможность использовать в рекламе многочисленные предметы и сюжеты. Социально-культурные предпосылки развития послесоветского пространства популяризировали рекламные ролики. Печатная продукция отходит на второй план, однако остается по-прежнему востребована.